Все о сериале "Однажды в сказке"

Почему «Однажды в сказке» стоило завершить раньше: от захватывающего начала до упущенных возможностей

Когда смотришь весь сериал от начала до конца, ощущение от первых сезонов будто смотришь нечто настоящее, в меру магическое и захватывающее, но со временем появляется грустная мысль: а не растягивают ли его на пустом месте? Вот первые три сезона — те, что действительно цепляют. Герои ищут себя, сталкиваются с внутренними и внешними конфликтами, их истории развиваются в полноценные арки, а за каждым персонажем интересно наблюдать. Пусть события порой кажутся черепашьими, но всё же двигаются, и за это уже хочется поблагодарить создателей. Не все флешбеки про сказочные миры идеальны, но они добавляют глубины.

Но дальше… вроде бы точки над «и» расставлены, злодеи получили прощение, конфликты исчерпаны. Однако сериалу не дали завершиться на этом, и началось: повторяющиеся сюжетные линии, конфликты ради конфликтов, ввод персонажей из диснеевского арсенала — просто для галочки, чтобы набрать побольше известных лиц. Злодеи, которых так интересно было наблюдать раньше, вдруг теряют мотивацию или, наоборот, повторяют всё те же действия в угоду сюжету. Ситуация с Румпелем и Бель — отдельная тема, и за это можно даже обидеться на сценаристов.

Конечно, были проблески, например, персонаж Зелины. Она, пожалуй, освежает происходящее, вносит неожиданные повороты и придаёт истории чуть больше остроты, но на фоне общей натянутости это, как говорится, капля мёда в бочке дёгтя.

Отдельно хочется сказать о странных правилах мира, которые сценаристы то вводят, то забывают. Темная магия требует платы, добрая — нет. Телепорты, заклинания сна — всё это решает конфликты за секунду, и при этом сценаристы не пытаются вписать это в общую логику. Второстепенные персонажи порой выглядят как мебель — существуют, чтобы выполнить функцию, но не более того. А ввод Франкенштейна или Артура в мир сказок вызывает только недоумение.

И всё же лучшей частью сериала остаются злодеи. Им прописаны мотивы, глубина, свои внутренние демоны, они проходят трансформации, которые интересно наблюдать. Их истории любви — настоящие драмы, их боль и метания трогают до глубины души. За Румпеля, пожалуй, создателям стоило бы награду вручить — настолько он получился живым и трагичным.

Герои, конечно, не такие многослойные, у них всё проще: добро побеждает зло, но в них есть свои трагедии и сложные выборы. Они не кажутся картонными, и за ними тоже приятно следить. У них есть свои внутренние драмы, борьба между правильным и легким путём, и это добавляет им привлекательности.

На самом деле, сериалу бы не помешало завершиться гораздо раньше. Либо отпустить старых героев и вывести на сцену новых. Можно было бы переместить всех обратно в сказочный мир и посвятить пару сезонов его восстановлению — война с ограми, строительство новых королевств, Эмма и Генри, учившиеся бы жить в другом мире. Можно было бы показать, как Румпель и Бель спокойно живут в замке, появляясь лишь время от времени для поддержки героев, а Реджина отправляется на поиски себя. Это всё — просто фантазии о том, как можно было бы спасти сериал. Но, увы, это не то, что мы получили.

Теперь, оглядываясь назад, сложно рекомендовать этот сериал кому-то после третьего сезона. Сценаристы умудрились забросить удочку на продолжение, и вот ты сидишь, гадая, что же будет дальше, хотя глубоко в душе понимаешь: ничего по-настоящему нового там уже не случится. Но если у вас есть желание пройти этот путь, испытать и радость, и разочарование, то, возможно, он вам всё-таки приглянется, как ни крути, это уникальный образец телеискусства.